Звук [Р] отсутствует - ротацизм
I. Подготовительный этап
1.Артикуляционная гимнастика: Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбочка» - «Трубочка», и т.д. Упражнения для языка: «Лопаточка», «Накажем непослушный язык», «Почистим зубы», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Горка», и т.д.
2.Упражнения для выработки воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», упражнение с «султанчиком», со снежинками, с листиками, бабочками и т.д.
II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков
1. Условия постановки.
- Язык должен быть распластанным.
- Кончик языка сильно упирается в альвеолы.
- Постановка звука.
Смешанный, от сочетаний звуков дн, др, тр и с гласными в середине сочетания тыр, дырка, жир. Ребёнок произносит сочетание, а логопед производит быстрые горизонтальные колебательные движения под языком зондом № 7. Можно с этой целью использовать ушную палочку, соску-пустышку и т.д.
2. Автоматизация звука.
- в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах (в начале слова, середине, конце);
- в предложениях;
- в чистоговорках, скороговорках, стихах;
- в коротких, а затем длинных рассказах и разговорной речи.
3. Дифференциация звуков.
Задача – постепенно, последовательно дифференцировать смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам, сначала изолированных, затем в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи
Причины отсутствия звука [Р]:
- Короткая подъязычная уздечка.
- Слабый напор воздушной струи.
- Недостаточная подвижность кончика языка.
- Узкий язык.
Правильная артикуляция
- Губы – разомкнуты.
- Зубы – сближены на расстоянии 4-5 мм.
- Язык – кончик языка подходит к основанию верхних резцов, напряжен, вибрирует. Язык принимает форму ложечки. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
- Голосовые складки – сомкнуты, вибрируют.
- Воздушная струя – сильная, теплая, проходит посередине языка.
Профиль артикуляции звука [Р]
Формирование образа положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звуков с применением МАЗ
Губы разомкнуты - на модели круг; «волна» означает, что кончик языка при произношении звука «р» вибрирует. Колокольчик – голосовые складки вибрируют.
Замена звука [Р] - параротацизм
I. Подготовительный этап
1.Развитие фонематического слуха. Дифференциация звука [Р] и его заменителя.
2.Артикуляционная гимнастика: Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбочка» - «Трубочка», и т.д. Упражнения для языка: «Лопаточка», «Накажем непослушный язык», «Почистим зубы», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Горка», и т.д.
3.Упражнения для выработки воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», упражнение с «султанчиком», со снежинками, с листиками, бабочками и т.д.
II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков
1. Условия постановки.
- Язык должен быть распластанным.
- Кончик языка сильно упирается в альвеолы.
- Постановка звука. Звук [Р] по подражанию не ставится!
Смешанный, от сочетаний звуков дн, др, тр и с гласными в середине сочетания тыр, дырка, жир. Ребёнок произносит сочетание, а логопед производит быстрые горизонтальные колебательные движения под языком зондом № 7. Можно с этой целью использовать ушную палочку, соску-пустышку и т.д.
2. Автоматизация звука.
- в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах (в начале слова, середине, конце);
- в предложениях;
- в чистоговорках, скороговорках, стихах;
- в коротких, а затем длинных рассказах и разговорной речи.
3. Дифференциация звуков.
Задача – постепенно, последовательно дифференцировать смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам, сначала изолированных, затем в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи
Причины замен звука [Р]:
- Нарушен фонематический слух.
- Короткая подъязычная уздечка.
- Слабый напор воздушной струи.
- Недостаточная подвижность кончика языка.
- Узкий язык
Формы замен:
- Замена звука [Р] на звук [Л] - сонорный параротацизм
- Замена звука [Р] на звук [В] - губно-зубной параротацизм
- Замена звука [Р] на звук [Г] - заднеязычный параротацизм
- Замена звука [Р] на звук [Й] - средненёбный параротацизм
- Замена звука [Р] на звук [Р*] - сонорный параротацизм
Звук [Р] искажается - параротацизм
I. Подготовительный этап
1.Артикуляционная гимнастика: Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбочка» - «Трубочка», и т.д. Упражнения для языка: «Лопаточка», «Накажем непослушный язык», «Почистим зубы», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Горка», и т.д.
2.Упражнения для выработки воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», упражнение с «султанчиком», со снежинками, с листиками, бабочками и т.д.
II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков
1. Условия постановки.
- Язык должен быть распластанным.
- Кончик языка сильно упирается в альвеолы.
- Постановка звука. Звук [Р] по подражанию не ставится!
Смешанный, от сочетаний звуков дн, др, тр и с гласными в середине сочетания тыр, дырка, жир. Ребёнок произносит сочетание, а логопед производит быстрые горизонтальные колебательные движения под языком зондом № 7. Можно с этой целью использовать ушную палочку, соску-пустышку и т.д.
2. Автоматизация звука.
- в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах (в начале слова, середине, конце);
- в предложениях;
- в чистоговорках, скороговорках, стихах;
- в коротких, а затем длинных рассказах и разговорной речи.
3. Дифференциация звуков.
Задача – постепенно, последовательно дифференцировать смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам, сначала изолированных, затем в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи
Причины искажения звука [Р]:
- Короткая подъязычная уздечка.
- Слабый напор воздушной струи.
- Недостаточная подвижность кончика языка.
- Узкий язык
Формы искажений:
- Увулярный ротацизм
- Велярный ротацизм
- Фрикативный ротацизм
- Одноударный ротацизм
- Щёчный ротацизм
- Кучерский ротацизм