ЛОГОПЕДУИСПРАВЛЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИсправление звука [Р]
Регистрация
 
Этот блок ещё не заполнен
Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью - человечность
Виссарион Григорьевич Белинский
1
ада
уроки
игры в вк
месибо
ИНСТА

Версия для слабовидящих
Сейчас на сайте: 1

Звук [Р] отсутствует - ротацизм


I. Подготовительный этап

1.Артикуляционная гимнастика: Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбочка» - «Трубочка», и т.д. Упражнения для языка: «Лопаточка», «Накажем непослушный язык», «Почистим зубы», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Горка», и т.д.

2.Упражнения для выработки воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», упражнение с «султанчиком», со снежинками, с листиками, бабочками и т.д.

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

1. Условия постановки.

  1. Язык должен быть распластанным.
  2. Кончик языка сильно упирается в альвеолы.
  3. Постановка звука.

Смешанный, от сочетаний звуков дн, др, тр и с гласными в середине сочетания тыр, дырка, жир. Ребёнок произносит сочетание, а логопед производит быстрые горизонтальные колебательные движения под языком зондом № 7. Можно с этой целью использовать ушную палочку, соску-пустышку и т.д.

2. Автоматизация звука.

  • в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах (в начале слова, середине, конце);
  • в предложениях;
  • в чистоговорках, скороговорках, стихах;
  • в коротких, а затем длинных рассказах и разговорной речи.

3. Дифференциация звуков.

Задача – постепенно, последовательно дифференцировать смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам, сначала изолированных, затем в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи

Причины отсутствия звука [Р]:

  1. Короткая подъязычная уздечка.
  2. Слабый напор воздушной струи.
  3. Недостаточная подвижность кончика языка.
  4. Узкий язык.

Правильная артикуляция

  • Губы – разомкнуты.
  • Зубы – сближены на расстоянии 4-5 мм.
  • Язык – кончик языка подходит к основанию верхних резцов, напряжен, вибрирует. Язык принимает форму ложечки. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
  • Голосовые складки – сомкнуты, вибрируют.
  • Воздушная струя – сильная, теплая, проходит посередине языка.

Профиль артикуляции звука [Р]

Формирование образа положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звуков с применением МАЗ

Губы разомкнуты - на модели круг; «волна» означает, что кончик языка при произношении звука «р» вибрирует. Колокольчик – голосовые складки вибрируют.

 

Замена звука [Р] - параротацизм

 

I. Подготовительный этап

1.Развитие фонематического слуха. Дифференциация звука [Р] и его заменителя.

2.Артикуляционная гимнастика: Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбочка» - «Трубочка», и т.д. Упражнения для языка: «Лопаточка», «Накажем непослушный язык», «Почистим зубы», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Горка», и т.д.

3.Упражнения для выработки воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», упражнение с «султанчиком», со снежинками, с листиками, бабочками и т.д.

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

1. Условия постановки.

  1. Язык должен быть распластанным.
  2. Кончик языка сильно упирается в альвеолы.
  3. Постановка звука. Звук [Р] по подражанию не ставится!

Смешанный, от сочетаний звуков дн, др, тр и с гласными в середине сочетания тыр, дырка, жир. Ребёнок произносит сочетание, а логопед производит быстрые горизонтальные колебательные движения под языком зондом № 7. Можно с этой целью использовать ушную палочку, соску-пустышку и т.д.

2. Автоматизация звука.

  • в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах (в начале слова, середине, конце);
  • в предложениях;
  • в чистоговорках, скороговорках, стихах;
  • в коротких, а затем длинных рассказах и разговорной речи.

3. Дифференциация звуков.

Задача – постепенно, последовательно дифференцировать смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам, сначала изолированных, затем в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи

Причины замен звука [Р]:

  1. Нарушен фонематический слух.
  2. Короткая подъязычная уздечка.
  3. Слабый напор воздушной струи.
  4. Недостаточная подвижность кончика языка.
  5. Узкий язык

Формы замен:

  • Замена звука [Р] на звук [Л] - сонорный параротацизм
  • Замена звука [Р] на звук [В] - губно-зубной параротацизм
  • Замена звука [Р] на звук [Г] - заднеязычный параротацизм
  • Замена звука [Р] на звук [Й] - средненёбный параротацизм
  • Замена звука [Р] на звук [Р*] - сонорный параротацизм
Звук [Р] искажается - параротацизм

 

I. Подготовительный этап

1.Артикуляционная гимнастика: Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбочка» - «Трубочка», и т.д. Упражнения для языка: «Лопаточка», «Накажем непослушный язык», «Почистим зубы», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Горка», и т.д.

2.Упражнения для выработки воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», упражнение с «султанчиком», со снежинками, с листиками, бабочками и т.д.

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

1. Условия постановки.

  1. Язык должен быть распластанным.
  2. Кончик языка сильно упирается в альвеолы.
  3. Постановка звука. Звук [Р] по подражанию не ставится!

Смешанный, от сочетаний звуков дн, др, тр и с гласными в середине сочетания тыр, дырка, жир. Ребёнок произносит сочетание, а логопед производит быстрые горизонтальные колебательные движения под языком зондом № 7. Можно с этой целью использовать ушную палочку, соску-пустышку и т.д.

2. Автоматизация звука.

  • в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах (в начале слова, середине, конце);
  • в предложениях;
  • в чистоговорках, скороговорках, стихах;
  • в коротких, а затем длинных рассказах и разговорной речи.

3. Дифференциация звуков.

Задача – постепенно, последовательно дифференцировать смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам, сначала изолированных, затем в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи

Причины искажения звука [Р]:

  1. Короткая подъязычная уздечка.
  2. Слабый напор воздушной струи.
  3. Недостаточная подвижность кончика языка.
  4. Узкий язык

Формы искажений:

  • Увулярный ротацизм
  • Велярный ротацизм
  • Фрикативный ротацизм
  • Одноударный ротацизм
  • Щёчный ротацизм
  • Кучерский ротацизм