Исправление нарушенного произношения звука [С]
I. Подготовительный этап
Артикуляционная гимнастика: Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбочка» - «Трубочка», и т.д. Упражнения для языка:«Лопаточка», «Накажем непослушный язык», «Почистим зубы», «Качели», «Вкусное варенье», «Горка», «Киска сердится» и т.д.
Упражнения для выработки воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», упражнение с «султанчиком», со снежинками, с листиками, бабочками и т.д.
II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков
1. Постановка звука.
Профиль артикуляции звука [C]
Правильная артикуляция:
- Губы – растянуты в улыбке.
- Зубы – сближены на расстоянии до 1 мм.
- Язык – кончик языка упирается в нижние резцы, спинка выгнута, посередине образуется желобок, боковые края прижаты к коренным зубам.
- Голосовые складки – разомкнуты (звук глухой).
- Воздушная струя – узкая, холодная, сильная.
Модель артикуляции звука [C]
Прямоугольник соответствует губам в улыбке, (.) под прямоугольником обозначает, что кончик языка упирается в нижние резцы.
При произношении звука [С] могут быть следующие нарушения:
- Звук [С] отсутствует в речи ребенка (сигматизм);
- Звук [С] заменяется. Наиболее распространенными являются следующие виды замен:
- губно-зубной парасигматизм (замена на [Ф]);
- призубный парасигматизм (замена на [Т]);
- шипящий парасигматизм (замена на [Ш] [Щ]).
- Звук [С] произносится искаженно. Наиболее распространенные искажения:
- межзубный сигматизм;
- боковой сигматизм;
- носовой сигматизм.
Приёмы постановки:
При его отсутствии берем узкую палочку (спичку), зубочистку (без острых краев), кладем посередине на распластанный язык, упирающийся в нижние резцы. Губы в улыбке, просим ребенка зубами прикусить палочку, затем с силой плавно выдувать воздух. Тыльной стороной ладони руки ребенок должен ощущать выдыхаемую холодную струю воздуха. Слышится звук [С].
При данном способе постановки надо следить, чтобы зонд был точно посередине языка, потому что формируется направленная воздушная струя. А так как по краям она не рассеивается, то акустически мы слышим звук [С]. Затем тоже, но без палочки. Звук [С] поставлен.
- По подражанию. Вместе с ребенком садитесь пред зеркалом и показываете правильную артикуляцию звука [С]. Просите ребёнка открыть рот, улыбнуться, распластать язык, напряженным кончиком упереться в нижние резцы и пропустить по языку «ветерок», слышится звук [С].
- По подражанию с введением игровых приёмов
- Насосом накачиваем колесо: с-с-с;
- Дует холодный ветер: с-с-с;
- Сдувается шарик: с-с-с;
- На что еще похоже: с-с-с?
- По подражанию с применением моделей. (И далее модели использовать при всех способах постановки для большей наглядности) Объяснить на модели, что кончик языка упирается в нижние резцы, губы в улыбке, зубы находятся на расстоянии 1 мм друг от друга. Струя воздуха холодная (воздух идет посередине языка быстро и не успевает нагреться). Продемонстрировать это, держа тыльную сторону руки около губ.
- От опорных звуков. Для звука «с» это звуки [И] и [Ф]. Звук [С] - одинаковый по месту образования (переднеязычный), кончик языка за нижними резцами и одинаковый подъем передней части спинки языка. Звук [Ф] – одинаковый по способу образования (щелевой), отрабатывается направленная воздушная струя. Когда опорные звуки ребенок научился хорошо произносить, просите его произнести звук [И], сблизить зубы и пропустить по языку «ветерок», получается свист, напоминающий звук [С].
- От артикуляционного уклада. «Катушечка». Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончиком языка слегка нажать на резцы, пропустить по языку «ветерок», слышится звук [С].
- Механическим способом. Необходимо применить специальный зонд, помогающий постановке звука [С].
Конечно, когда у ребенка отсутствует звук [С] поставить его бывает легко, но чаще встречается, когда ребенок заменяет его, на другие звуки.
Звук [С]» заменяется на [Ф]: губно-зубной парасигматизм
Ребенок говорит так: «фушка» – вместо «сушка», «кофынка» вместо - «косынка» и т.д. При этом положение органов артикуляции такое:
Профиль артикуляции при губно-зубном парасигматизме
- Губы - нижняя губа у верхних резцов, верхняя приподнята.
- Зубы - разомкнуты.
- Язык – кончик языка у нижних резцов, но отстает от них, спинка выгнута, боковые края прилегают к коренным зубам.
- Воздушная струя - более рассеянная, чем при произношении звука «с».
- Голосовые складки – разомкнуты, голос не образуется.
Схема работы
Развитие фонематического слуха
Подготовить модели артикуляции звуков [С] и [ф]. Объяснить ребенку соотношение между моделями артикуляции звуков и положением органов артикуляционного аппарата. Так (.) показывает, что при произнесении звука [С] кончик языка у нижних резцов, губы в улыбке – на модели прямоугольник, а при произнесении звука «ф» кончик языка у нижних резцов, но не касается их – на модели (.) ниже фигуры. Нижняя губа приближена к краям верхних резцов – на модели дуга.
Модель артикуляции звука [C]
Модель артикуляции звука [Ф]
Подобрать упражнения для развития умения различать данные звуки
При постановке звука нужно учитывать тот факт, что ребенок звук уже произносит и произносит неправильно. При этом типе замен в произнесении звука участие принимают губы. Движения губ надо тормозить, можно даже придерживать пальцем. Поэтому ребенку вначале надо объяснить, в чем причина неправильного произношения звуков. Показать правильную артикуляцию звука «с» и только после этого приступить к постановке звука.
Поэтому лучше начать с постановки по опорным звукам, в данном случае берется звук «и». Когда правильное положение языка будет отработано. Попросить ребенка пустить «ветерок» по языку, если при этом движения губ сохраняются, придержать их пальцем.
Если при данном способе возникают трудности, воспользуйтесь зондом или его имитацией – узкой палочкой (спичкой).
Звук [С]» заменяется на [T]: призубный парасигматизм
Ребенок говорит так: «тапоги» – вместо «сапоги», «фатоль» - вместо «фасоль» и т.д. При этом положение органов артикуляции такое:
Профиль артикуляции при призубном парасигматизме
- Губы - нейтральное положение.
- Зубы - сближены.
- Язык – передняя часть языка у верхних резцов, боковые края примыкают к верхним коренным зубам.
- Воздушная струя - толчкообразная.
- Голосовые складки – разомкнуты, голос не образуется.
Схема работы
Развитие фонематического слуха
Подготовить модели артикуляции звуков. Объяснить их ребенку.
При произнесении звука [С] кончик языка упирается в нижние резцы, губы в улыбке, а при произнесении звука [Т] кончик языка у верхних резцов, губы нейтральны.
Модель артикуляции звука [C]
Модель артикуляции звука [T]
Подобрать упражнения для развития умения различать данные звуки
При исправлении призубного парасигматизма нужно помнить, что звуки [Т] и [С] тличаются по способу образования: звук [Т] - по способу образования смычно - взрывной, а звук[С] – щелевой. Звуки «т» и «с» по месту образования переднеязычные, но у звука [Т] - кончик языка при произнесении звука находится у верхних резцов, а у звука [С] - у нижних резцов. Обратить на это различие внимание ребенка.
Поэтому лучше начать с постановки по опорным звукам, в данном случае берется звук «и». Когда правильное положение языка будет отработано. Попросить ребенка пустить «ветерок» по языку, если при этом движения губ сохраняются, придержать их пальцем.
Звук [С] при призубном парасигматизме можно начинать ставить с применением опорных звуков [И] и [Ф] и попросить пустить «ветерок» по языку, слышится звук [С]. Можно проводить постановку звука [С]от звука [Т], меняя способ образования звука. Просим ребёнка медленнее и медленнее произносить звук «т» при этом кончик языка ребёнок переводит в положение звука [С], т.е. заводит за нижние резцы. Если по подражанию постановка звука не получается, проводим механическим способом (а,б при отсутствии звука [Ш]).
Звук [С]заменяется на звук [Ш]: шипящий парасигматизм
Профиль артикуляции при шипящем парасигматизме
- Губы - округлены, выдвинуты слегка вперед.
- Зубы - на расстоянии до 5 мм.
- Язык – кончик поднят к альвеолам, спинка опущена, прогибается, боковые края прилегают к коренным зубам.
- Воздушная струя - толчкообразная.
- Голосовые складки – разомкнуты, голос не образуется.
Схема работы
Развитие фонематического слуха
Подготовить модели артикуляции звуков «с» и «ш», объяснить их разницу ребенку. Так, при произнесении звука «с» кончик языка у нижних резцов, губы в улыбке, а при произнесении звука «ш» кончик языка за верхними резцами, губы округлены.
Модель артикуляции звука [C]
Модель артикуляции звука [Ш]
Подобрать упражнения для развития умения различать данные звуки
При исправлении шипящего парасигматизма внимание уделяется на:
- Разницу в месте артикуляции. При произношении звука [С] кончик языка находится у нижних резцов. А при произношении звука [Ш] язык поднят кверху.
- Различие в выходящей воздушной струе. При произношении звука [С] воздушная струя сильная, узкая, холодная (воздух проходит по желобку с большей скоростью и не успевает прогреться). При произнесении звука [С] воздушная струя сильная, широкая, теплая (воздух расстилается по языку, скорость движения воздушной струи уменьшается, воздух успевает прогреться). Держа руку ребенка у рта взрослого, обратить внимание на разницу выдыхаемой воздушной струи. Ребенок должен почувствовать и разницу в тепловых ощущениях и разницу оказываемого давления выходящей воздушной струи.
Если не получается поставить звук по подражанию, постановку провести при помощи зонда (палочки).
Звук [С]заменяется на звук [Щ]: шипящий парасигматизм
Ребенок говорит так: «щанки» – вместо «санки», «кащка» - вместо «кашка» и т.д. При этом положение органов артикуляции такое:
Профиль артикуляции при шипящем парасигматизме
а) кончик языка поднят до корней верхних резцов, задняя часть языка опушена, боковые края прижаты к верхним зубам.
б) кончик языка у нижних резцов, спинка прогнута, боковые края прижаты к нижним коренным зубам.
- Губы - округлены.
- Зубы - на расстоянии до 5 мм.
- Язык –
- Воздушная струя – сильная, широкая, теплая.
- Голосовые складки – разомкнуты, голос не образуется.
Схема работы
Развитие фонематического слуха
Подготовить модели артикуляции звуков, объяснить их ребенку. При произнесении звука «щ*» кончик языка у корней верхних резцов, губы округлены, а при произнесении звука «с» кончик языка у нижних резцов, губы в улыбке.
Модель артикуляции звука [C]
Модель артикуляции звука [Щ]
Подобрать упражнения для развития умения различать данные звуки
При исправлении шипящего парасигматизма следует уточнить, как ребенок производит замену. Здесь возможны два варианта:
- Язык поднят вверх и занимает положение, соответствующее артикуляции звука [Щ] . При проведении артикуляционной гимнастики особое внимание обратить на упражнения, способствующие распластыванию языка.
- Язык опущен вниз и его кончик упирается в нижние резцы или немного отходит назад от резцов.
Акустически эти виды замен практически неразличимы, а при исправлении произношения лучше воспользоваться зондом (спичкой) Это не дает возможность языку подниматься, в первом случае. А во втором случае, зонд создаёт желобок по середине языка, что приводит к правильному звучанию звука [С].
Искажения
Межзубное произношение звука [С] или межзубный сигматизм
Профиль артикуляции при межзубном сигматизме
- Губы - на расстоянии 4-5 мм.
- Язык (кончик) – находится между верхними и нижними резцами.
- Воздушная струя – слабая, рассеянная.
- Голосовые складки – разомкнуты, голос не образуется.
Схема работы
Развитие фонематического слуха
Ребенок не может отводить язык за нижние резцы, он находится между зубами. Причин возникновения такого произношения может быть несколько:
- У ребенка затруднено носовое дыхание (аденоидные разращения), т.е. постоянно приоткрыт рот.
- Передний открытый прикус.
- Нарушения мышечного тонуса или вялость кончика языка.
- парез лицевого нерва. Рот постоянно открыт. Основное внимание необходимо уделить на развитие подвижности губ (артикуляционная гимнастика и массаж)
- парез тройничного нерва - развитие подвижности лица (артикуляционная гимнастика и массаж)
- парез подъязычного нерва - развитие подвижности кончика языка (артикуляционная гимнастика и массаж)
Постановку звука [С] можно проводить при сомкнутых зубах, или воспользоваться опорным звуком [И].
Ребенка просят произнести звук [И] и пустить «ветерок» по языку. Если данный метод не срабатывает, необходимо воспользоваться зондом.
Боковое произношение звука [С] или боковой сигматизм
Положение органов артикуляции при боковом сигматизме:
а) кончик языка у верхних альвеол, язык ложится ребром.
б) кончик языка у нижних резцов, но не посередине.
- Губы - возможно опущение одного уголка губ.
- Зубы - разомкнуты.
- Язык –
- Воздушная струя – слабая, рассеянная, боковая.
- Голосовые складки – разомкнуты, голос не образуется.
Если у ребенка боковое произношение звука «с», то причин может быть несколько:
- боковой открытый прикус;
- парез мышц языка;
- гипотония мышц одной половинки языка.
При этом надо следить, чтобы боковые края языка работали одинаково.
Основная цель этих упражнений в укреплении боковых краев языка. Для этой цели хорошо подходит упражнение «Охотник идет по болоту». Мы говорим: «Охотник в больших резиновых сапогах идет по болоту, под ногами у него хлюпает вот так», ребенок зажимает широкий кончик языка зубами, при выдыхании воздуха (воздушная струя идет по бокам), равномерно ударяем указательными пальцами обеих рук по бокам щек. Слышится хлопающий звук.
При парезе или гипотонии мышц языка к артикуляционным упражнениям добавляется массаж языка. Массаж языка проводится при помощи массажных зондов по методической инструкции для массажа языка.
Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбочка», «Трубочка» и т.д.
Для воздушной струи:
при боковом произношении воздушная струя не идет посередине языка. При выполнении упражнений на развитие воздушной струи можно придерживать боковые края языка зондом в форме вилки.
При отсутствии такого зонда его можно сделать самостоятельно. Надо взять пластмассовую вилку и при высокой температуре оплавить края, предварительно убрав два внутренних зубчика.
Постановку звука лучше начинать с отработки опорных звуков [И] и [Ф]. Когда ребенок правильно станет произносить звук [И], поспросить пустить «ветерок» по языку, слышится звук [С]. Другой способ постановки звука [С] – от межзубного. Этот способ помогает удержать боковые края языка в одинаковом положении. Ребенка просят прикусить кончик языка и при этом пропустить воздушную струю по языку. В случае бокового сигматизма можно при постановке звука «с» воспользоваться зондом для постановки звука [С].
Носовое произношение звука «С»
Ребенок говорит так: «щанки» – вместо «санки», «кащка» - вместо «кашка» и т.д. При этом положение органов артикуляции такое:
Профиль артикуляции при носовом произношении
- Губы - положение нейтральное.
- Зубы – разомкнуты.
- Язык – кончик оттянут кзади, передняя часть языка опущена, средняя часть языка оттянута назад.
- Воздушная струя – проходит через нос.
- Голосовые складки – разомкнуты, голос не образуется.
Причиной носового произношения звука [С] может быть спастичность артикуляционных мышц. Здесь следует иметь в виду, что повышенный мышечный тонус языка может способствовать смягчению согласных звуков, что может привести и к фонематическому недоразвитию.
В подготовительном этапе подбираются упражнения, расслабляющие мышцы спинки и корня языка (массаж) и возвращающие язык к передним резцам, а также вырабатывающие длительную, воздушную струю.
При носовом сигматизме большое внимание уделяется выработке воздушной струи, идущей через рот. На примере с «султанчиком» ребенку объясняют разницу в том, как он направляет воздушную струю и как правильно надо.
Постановку звука [С] при носовом сигматизме лучше проводить при межзубном положении языка. Это помогает расслаблению языка и приближает к его правильному положению.
2. Автоматизация звука.
- в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах (в начале слова, середине, конце); в предложениях;
- в чистоговорках, скороговорках, стихах; в коротких, а затем длинных рассказах и разговорной речи.
3. Дифференциация звуков.
Задача – постепенно, последовательно дифференцировать смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам, сначала изолированных, затем в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи