ЛОГОПЕДУИСПРАВЛЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИсправление звука [Ш]
Регистрация
 
Этот блок ещё не заполнен
Много рассуждают о качествах хорошего воспитания. Первое, которое я потребовал бы от него,— а оно предполагает и много других,— это не быть человеком продажным
Жан-Жак Руссо
1
ада
уроки
игры в вк
месибо
ИНСТА

Версия для слабовидящих
Сейчас на сайте: 1

Звук [Ш] отсутствует - сигматизм


I. Подготовительный этап

1.Артикуляционная гимнастика: Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбочка» - «Трубочка», и т.д. Упражнения для языка:«Лопаточка», «Накажем непослушный язык», «Почистим зубы», «Качели», «Вкусное варенье», «Горка», «Киска сердится» и т.д.

2.Упражнения для выработки воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», упражнение с «султанчиком», со снежинками, с листиками, бабочками и т.д..

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

1. Постановка звука. Приёмы постановки:

  1. По подражанию.
  2. От артикуляционного уклада «чашечка».
  3. С применением опорных звуков [С] и [Т].
  4. С применением игровых приёмов «змея шипит».
  5. По подражанию с применением МАЗ (Моделей артикуляции звуков).
  6. Механическим способом – зондом № 7. Зонд вводится под язык.
  7. Смешанным.

2. Автоматизация звука.

  • в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах (в начале слова, середине, конце);
  • в предложениях;
  • в чистоговорках, скороговорках, стихах;
  • в коротких, а затем длинных рассказах и разговорной речи.

3. Дифференциация звуков.

Задача – постепенно, последовательно дифференцировать смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам, сначала изолированных, затем в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи

Правильная артикуляция

  • Губы – округлены, немного вытянуты вперед.
  • Зубы – сближены на расстоянии до 4-5 мм.
  • Язык – кончик языка – широкий, поднят к небу (за альвеолы), но не касается, образуя щель. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.
  • Голосовые складки – разомкнуты, голос не образуется.
  • Воздушная струя – сильная, широкая, теплая.

Профиль артикуляции звука [Ш]

Формирование образа положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звуков с применением МАЗ

Круг означает, что при произнесении звука «ш» губы округлены, большая стрелка вверх – язык поднят, кончик языка за альвеолами – (.) вверху круга.

 

Замены звука [Ш] - парасигматизмы

 

Заменяется на «Ф»: губно-зубной парасигматизм

Модель артикуляции звука [Ф]

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

  1. Развитие фонематического слуха.
  2. Артикуляционная гимнастика (как для звука [Ш]).
  3. Упражнения для выработки воздушной струи (как для звука [Ш]).

Постановка:

При помощи зонда 5. Зонд вводится под язык.

При постановке звука нужно учитывать тот факт, что ребенок звук уже произносит и произносит неправильно. При этом типе замен в произнесении звука участие принимают губы. Движения губ надо тормозить, можно даже придерживать пальцем.

 

Заменяется на звук «Т»: призубный парасигматизм

Модель артикуляции звука [T]

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

  1. Развитие фонематического слуха.
  2. Артикуляционная гимнастика (как для звука [Ш]).
  3. Упражнения для выработки воздушной струи (как для звука [Ш]).

Постановка:

При помощи зонда 5. Зонд вводится под язык.

Звук «ш» - щелевой звук кончик языка находится у альвеол. Воздушная струя, выходящая в момент произнесения звука «ш» – сильная, теплая, равномерная. При произнесении звука «т» кончик языка у верхних резцов, звук смычно-взрывной, струя – толчкообразная, сильная. Поднеся руку ко рту, ребенок должен ощутить разницу в выдыхаемой воздушной струе.

 

Заменяется на звук «Щ»: шипящий парасигматизм

Модель артикуляции звука [Щ]

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

  1. Развитие фонематического слуха.
  2. Артикуляционная гимнастика (как для звука [Ш]).
  3. Упражнения для выработки воздушной струи (как для звука [Ш]).

При исправлении шипящего парасигматизма внимание обращается на разницу в месте артикуляции. При произношении звука «щ» кончик языка находится чуть выше верхних резцов. А при произношении звука «ш» за альвеолами.

Постановка:

  1. От отпорного звука [Щ]. попросить ребёнка поднять язык выше: за альвеолы.
  2. При помощи зонда 5. Зонд вводится под язык.
  3.