Звук [Ш] отсутствует - сигматизм
I. Подготовительный этап
1.Артикуляционная гимнастика: Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбочка» - «Трубочка», и т.д. Упражнения для языка:«Лопаточка», «Накажем непослушный язык», «Почистим зубы», «Качели», «Вкусное варенье», «Горка», «Киска сердится» и т.д.
2.Упражнения для выработки воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», упражнение с «султанчиком», со снежинками, с листиками, бабочками и т.д..
II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков
1. Постановка звука. Приёмы постановки:
- По подражанию.
- От артикуляционного уклада «чашечка».
- С применением опорных звуков [С] и [Т].
- С применением игровых приёмов «змея шипит».
- По подражанию с применением МАЗ (Моделей артикуляции звуков).
- Механическим способом – зондом № 7. Зонд вводится под язык.
- Смешанным.
2. Автоматизация звука.
- в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах (в начале слова, середине, конце);
- в предложениях;
- в чистоговорках, скороговорках, стихах;
- в коротких, а затем длинных рассказах и разговорной речи.
3. Дифференциация звуков.
Задача – постепенно, последовательно дифференцировать смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам, сначала изолированных, затем в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи
Правильная артикуляция
- Губы – округлены, немного вытянуты вперед.
- Зубы – сближены на расстоянии до 4-5 мм.
- Язык – кончик языка – широкий, поднят к небу (за альвеолы), но не касается, образуя щель. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.
- Голосовые складки – разомкнуты, голос не образуется.
- Воздушная струя – сильная, широкая, теплая.
Профиль артикуляции звука [Ш]
Формирование образа положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звуков с применением МАЗ
Круг означает, что при произнесении звука «ш» губы округлены, большая стрелка вверх – язык поднят, кончик языка за альвеолами – (.) вверху круга.
Замены звука [Ш] - парасигматизмы
Заменяется на «Ф»: губно-зубной парасигматизм
Модель артикуляции звука [Ф]
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:
- Развитие фонематического слуха.
- Артикуляционная гимнастика (как для звука [Ш]).
- Упражнения для выработки воздушной струи (как для звука [Ш]).
Постановка:
При помощи зонда 5. Зонд вводится под язык.
При постановке звука нужно учитывать тот факт, что ребенок звук уже произносит и произносит неправильно. При этом типе замен в произнесении звука участие принимают губы. Движения губ надо тормозить, можно даже придерживать пальцем.
Заменяется на звук «Т»: призубный парасигматизм
Модель артикуляции звука [T]
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:
- Развитие фонематического слуха.
- Артикуляционная гимнастика (как для звука [Ш]).
- Упражнения для выработки воздушной струи (как для звука [Ш]).
Постановка:
При помощи зонда 5. Зонд вводится под язык.
Звук «ш» - щелевой звук кончик языка находится у альвеол. Воздушная струя, выходящая в момент произнесения звука «ш» – сильная, теплая, равномерная. При произнесении звука «т» кончик языка у верхних резцов, звук смычно-взрывной, струя – толчкообразная, сильная. Поднеся руку ко рту, ребенок должен ощутить разницу в выдыхаемой воздушной струе.
Заменяется на звук «Щ»: шипящий парасигматизм
Модель артикуляции звука [Щ]
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:
- Развитие фонематического слуха.
- Артикуляционная гимнастика (как для звука [Ш]).
- Упражнения для выработки воздушной струи (как для звука [Ш]).
При исправлении шипящего парасигматизма внимание обращается на разницу в месте артикуляции. При произношении звука «щ» кончик языка находится чуть выше верхних резцов. А при произношении звука «ш» за альвеолами.
Постановка:
- От отпорного звука [Щ]. попросить ребёнка поднять язык выше: за альвеолы.
- При помощи зонда 5. Зонд вводится под язык.