Звук [З] отсутствует - сигматизм
1.Артикуляционная гимнастика: Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбочка» - «Трубочка», и т.д. Упражнения для языка: «Лопаточка», «Накажем непослушный язык», «Почистим зубы», «Качели», «Вкусное варенье», «Горка», «Киска сердится» и т.д.
2.Упражнения для выработки воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», упражнение с «султанчиком», со снежинками, с листиками, бабочками и т.д..
II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков
1. Постановка звука. Приёмы постановки:
- По подражанию.
- От артикуляционного уклада «катушечка».
- С применением опорных звуков [И] и [Ф].
- С применением игровых приёмов «насос».
- По подражанию с применением МАЗ (Моделей артикуляции звуков).
- Механическим способом – зондом.
- Смешанным.
2. Автоматизация звука.
- в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах (в начале слова, середине, конце);
- в предложениях;
- в чистоговорках, скороговорках, стихах;
- в коротких, а затем длинных рассказах и разговорной речи.
3. Дифференциация звуков.
Задача – постепенно, последовательно дифференцировать смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам, сначала изолированных, затем в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи
Правильная артикуляция
- Губы - растянуты в улыбке.
- Зубы – сближены на расстоянии до 1 мм.
- Язык – кончик языка упирается в нижние резцы, спинка выгнута, посередине образуется желобок, боковые края прижаты к коренным зубам.
- Голосовые складки – сомкнуты (звук звонкий).
- Воздушная струя – узкая, холодная, сильная.

Профиль артикуляции звука [З]
Формирование образа положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звуков с применением МАЗ

Прямоугольник соответствует положению губ в улыбке, (.) под прямоугольником означает, что кончик языка упирается в нижние резцы. Колокольчик – звук звонкий.