Постановка заднеязычных звуков [Г] и [Г*]
I. Подготовительный этап
Артикуляционная гимнастика: Упражнения для губ: Улыбка («Заборчик»), «Лягушка», «Слоник», «Бегемотик» и т.д. Упражнения для языка: «Блинчик», «Расчёска», «Накажем непослушный язычок», «Горка», «Кошечка», «Катушечка» и т.д
Упражнения для выработки воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», упражнение с «султанчиком», со снежинками, с листиками, бабочками и т.д.
II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков
1. Постановка звука
Профиль артикуляции звуков [Г] (сплошная линия) и [Г*] (пунктирная линия)
Правильная артикуляция:
- Губы – нейтральны или принимают положение следующего гласного.
- Зубы – положение зависит от следующего гласного.
- Язык – при произнесении [Г] в сочетании с гласными (а.о.у.ы) кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка образует щель. При произнесении мягких звуков [Г*] кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, а спинка языка – твердого неба;
- Голосовые складки – сомкнуты звуки [Г] и [Г*] - звонкие;
- Воздушная струя – сильная, теплая, проходит посередине языка.
Модель артикуляции звука [Г]
Модель артикуляции звука [Г*]
Губы нейтральны или принимают положение следующего гласного. Для звука [Г] - круг (так как после гласных (а, о, у, э), для звука [Г*] - овал (после гласных и, е, ё, ю). Кончик языка у основания нижних резцов (.) – внизу петли. В момент произнесения звуков [Г], [Г*] спинка языка быстро поднимается, образуя смычку с мягким нёбом (звук [Г] ) или твердым нёбом (звук [Г*] ). Воздушный поток, встречая на своем пути преграду – поднятую спинку языка, создает повышенное давление. После взрыва смычки освобождается путь воздушному потоку. Звук смычно-взрывной на моделях петля – вид на положение языка спереди. Расстояние между верхом петли и кругом, показывает о возможности подъема языка вверх для образования смычки. В момент, предшествующий взрыву, происходит вибрация голосовых складок – на модели показан колокольчик.
При произношении звука [Г] могут быть следующие нарушения:
- Звук [Г] отсутствует в речи ребенка - гаммацизм;
- Звук [Г] заменяется. Наиболее распространенными являются следующие виды парагаммацизма или замен:
- на [Д] (призубный парагаммацизм).
- Звук [Г] искажается. Наиболее распространенными являются следующие виды искажений - гаммацизма:
- озвончённый [Х] (южнорусский);
- звонкий фрикативный (украинский [Г], образованный в результате сближения и вибрации голосовых складок.
Приёмы постановки:
Звук [Г] отсутствует - «гаммацизм
- По подражанию. Взрослый показывает перед зеркалом как круто выгибается задняя часть спинки языка. Затем предлагает ребенку сделать язык «горкой», и заднюю часть спинки языка поднять к нёбу. Затем попросить сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, при этом «включить» голос.
- По подражанию с введением игровых приёмов
- Гусь гогочет г-г-г.
- По подражанию с применением моделей. Взрослый объясняет артикуляционный уклад звука на примере моделей.
- От опорных звуков. Для звука [Г] это звук [К]. Звук [К] - глухой, взрывной, поэтому, что бы получить звук [Г], надо попросить ребёнка при произнесении звука «к» «включить» голосовые складки.
- От артикуляционного уклада. Это - «Сдуем снежинки с горки». Положить комочек из ваты на тыльную сторону руки. Попросить ребёнка быстро его сдуть и «включить» голос.
- Механическим способом. Зондом-рамкой или шпателем от слога да. Передвигая кончик языка зондом внутрь рта, мы слышим в начале гя, затем га.
Звук [Г] заменяется на звук [Д]
Подготовить модели заменяемых звуков, объяснить разницу в артикуляции на примере моделей.
Модель артикуляции звука [Г]
Модель артикуляции звука [Д]
Проводим игры с моделями по различению этих звуков
- Артикуляционная гимнастика (см. звук [Г] – отсутствует» и упражнения, развивающие умение удерживать кончик языка у нижних резцов «Почистим зубки», «Перепрыгнем через заборчик» и т.д.).
- Развитие фонематического слуха
- При простановке звука обратить внимание то, что это звуки взрывные. Попросить ребенка округлить губы. Затем завести кончик языка за нижние резцы и сделать язык «горкой».
- Механическим способом. Зондом-рамкой или шпателем от слога да. Передвигая кончик языка зондом внутрь рта, мы слышим в начале гя, затем га.
Искажения
Если у ребенка искаженное произношение звука [К], то возможны следующие предрасполагающие факторы:
- аномалии в строении твердого нёба (высокое, узкое, готическое);
- недоразвитие мышц корня языка, а при боковом - одной половинки языка.
В практике чаще всего встречаются:
- озвончённый [Х] (южнорусский);
- звонкий фрикативный (украинский [Г], образованный в результате сближения и вибрации голосовых складок.
При южнорусском произношении ребёнок вместо звонкого взрывного звука произносит глухой щелевой звук. Поэтому, что бы получить звук «г», надо изменить способ образования звука, а именно, щелевой звук сделать взрывным с одновременным включением голосовых складок. Взрослый просит быстро произносить сочетание звуков хг.
При гортанном произношении звук образуется смыканием голосовых складок, которые резко расходятся в момент прохождения через них воздушной струи повышенного давления. Воздух с шумом прорывается через голосовую щель. Вместо [Г] слышится гортанный щелчок. На подготовительном этапе проводить упражнения по подъему спинки языка. На развитие умения удерживать язык у нижних резцов и на формирование плавной воздушной струи.
При боковом каппацизме нарушен мышечный тонус одной половинки языка. Воздушная струя изменяет направление и выходит в бок, создается хлопающий призвук. На подготовительном этапе вводить упражнения на развитие мышц языка. Постановку звука «к» проводить как при отсутствии.
При постановке звука фиксировать внимание ребенка на место образования звука.
Постановка язычно-средненёбного звука [Г*]
Нарушение мягкого согласного [Г*] аналогично нарушениям твердого согласного [Г] . Приемы постановки этого звука сводится к постановке взрывных заднеязычных от взрывных переднеязычных. Мягкие ставятся от мягких, так же как и твердые от твердых: Г*] -> ди -> ги
Модель артикуляции звука [Г]
Модель артикуляции звука [Г*]
При произнесении звука [Г*] губы более растянуты, чем при произнесении звука [Г] - на модели овал. В остальном модели схожи. Кончик языка у основания нижних резцов – (.) внизу петли. Звуки [Г] и [Г*] - звонкие – на моделях колокольчик.
При постановке звука [Г*] от звука [Г] попросить ребёнка сильнее растянуть губы. Можно, зафиксировав пальцами уголки рта, медленно их растягивать. Ребёнок слышит, как меняется акустика звука.
2. Автоматизация звука.
- в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах (в начале слова, середине, конце);
- в предложениях;
- в чистоговорках, скороговорках, стихах;
- >
- в коротких, а затем длинных рассказах и разговорной речи.
3. Дифференциация звуков.
Задача – постепенно, последовательно дифференцировать смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам, сначала изолированных, затем в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи.