ЛОГОПЕДУИСПРАВЛЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИсправление звуков [Х] и [Х
Регистрация
 
Этот блок ещё не заполнен
Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста — это не делать никому зла
Жан-Жак Руссо
1
ада
уроки
игры в вк
месибо
ИНСТА

Версия для слабовидящих
Сейчас на сайте: 1
14 марта 2025
пятница
23
11
44

Постановка заднеязычных звуков [Х] и [Х*]


I. Подготовительный этап

Артикуляционная гимнастика: Упражнения для губ: Улыбка («Заборчик»), «Лягушка», «Слоник», «Бегемотик» и т.д. Упражнения для языка: «Блинчик», «Расчёска», «Накажем непослушный язычок», «Горка», «Кошечка», «Катушечка» и т.д.

Упражнения для выработки воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», упражнение с «султанчиком», со снежинками, с листиками, бабочками и т.д.

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

1. Постановка звука

Профиль артикуляции звуков [Х] (сплошная линия) и [Х*] (пунктирная линия)

Правильная артикуляция:

  • Губы – нейтральны или принимают положение следующего гласного.
  • Зубы – положение зависит от следующего гласного.
  • Язык – при произнесении [Х] в сочетании с гласными (а.о.у.ы) кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка образует щель с мягким небом. При произнесении мягких звуков [Х*] кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, а спинка языка – твердого неба;
  • Голосовые складки – разомкнуты звуки [Х] и [Х*] - глухие;
  • Воздушная струя – сильная, теплая, проходит посередине языка.

 

При произношении звука [Х] могут быть следующие нарушения:

  1. Звук [Х] отсутствует в речи ребенка – хитизм;
  2. Звук [Х] заменяется. Наиболее распространенными являются следующие виды парахитизма или замен:
    • на [Т] (призубный парахитизм)).
  3. Звук [Х] искажается. Наиболее распространенными являются следующие виды искажений – хитизма:
    • боковое (боковой хитизм);
    • гортанный хитизм;
    • английское h.

Приёмы постановки:

Звук [Х] отсутствует - «хитизм»

  1. По подражанию. а) Взрослый показывает перед зеркалом как круто выгибается задняя часть спинки языка. Затем предлагает ребенку сделать язык «горкой», и заднюю часть спинки языка поднять к нёбу. Затем попросить плавно сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки.
  2. Упражнение «Погрей руки». Взрослый: «Замерзли ручки? Давай их погреем». Вместе выполняют упражнение. Обратить внимание на положение кончика языка (внизу), задняя часть спинки языка поднята вверх. Т.к. звук щелевой, то при постановке растягивать звук.
  3. По подражанию с введением игровых приёмов.
    • Девочка греет руки х-х-х;
    • Поросёнок хрюкает х-х-х;
  4. По подражанию с применением моделей. Взрослый объясняет артикуляционный уклад звука на примере моделей.
  5. От опорных звуков. Для звука «х» это звук «к». Звук «к» - взрывной, поэтому, что бы получить звук «х», надо изменить способ образования звука, а именно, взрывной звук сделать щелевым. Взрослый просит медленно произносить сочетание звуков кх.
  6. От артикуляционного уклада. Это - «Сдуем снежинки с горки». Положить комочек из ваты на тыльную сторону руки. Попросить ребёнка медленно его сдуть.
  7. Механическим способом. Зондом-рамкой или шпателем от слога са. Передвигая кончик языка зондом внутрь рта, мы слышим в начале хя, затем ха.

Звук [Х] заменяется на звук [Т]

Подготовить модели заменяемых звуков, объяснить разницу в артикуляции на примере моделей.

Модель артикуляции звука [Х]

Модель артикуляции звука [Т]

Проводим игры с моделями по различению этих звуков

  1. Артикуляционная гимнастика (см. звук [К] – отсутствует» и упражнения, развивающие умение удерживать кончик языка у нижних резцов «Почистим зубки», «Перепрыгнем через заборчик» и т.д.).
  2. Развитие фонематического слуха
  3. Постановка. При постановке обратить внимание на то, что это звуки разные по месту образования и по способу: звук [Т] - взрывной, губно-зубной, а звук [Х] - щелевой, заднеязычный. Эти особенности и обыграть. То есть постановку проводить медленно от сочетания хк. Или попросить ребенка округлить губы. Затем завести кончик языка за нижние резцы, сделать язык «горкой» и «пустить» ветерок..
  4. Механическим способом. Зондом-рамкой или шпателем от слога са. Передвигая кончик языка зондом внутрь рта, мы слышим вначале хя, затем ха.

Искажения

Если у ребенка искаженное произношение звука [Х], то возможны следующие предрасполагающие факторы:

  • аномалии в строении твердого нёба (высокое, узкое, готическое);
  • недоразвитие мышц корня языка, а при боковом - одной половинки языка.

В практике чаще всего встречаются боковой хитизм, гортанный хитизм и английское h, при произнесении которого, язык активно участвует в артикуляции.

При боковом хитизме нарушен мышечный тонус одной половинки языка. Воздушная струя изменяет направление и выходит в бок, создается хлопающий призвук. На подготовительном этапе вводить упражнения на развитие подвижности мышц языка. Постановку звука «х» проводить как при отсутствии.

При гортанном произношении звук образуется смыканием голосовых складок, которые резко расходятся в момент прохождения через них воздушной струи повышенного давления. Воздух с шумом прорывается через голосовую щель. Вместо [Х] слышится гортанный щелчок. На подготовительном этапе проводить упражнения по подъему спинки языка, на развитие умения удерживать язык у нижних резцов и на развитие плавной воздушной струи.При гортанном произношении звук образуется смыканием голосовых складок, которые резко расходятся в момент прохождения через них воздушной струи повышенного давления. Воздух с шумом прорывается через голосовую щель. Вместо [Х] слышится гортанный щелчок. На подготовительном этапе проводить упражнения по подъему спинки языка, на развитие умения удерживать язык у нижних резцов и на развитие плавной воздушной струи.

При боковом каппацизме нарушен мышечный тонус одной половинки языка. Воздушная струя изменяет направление и выходит в бок, создается хлопающий призвук. На подготовительном этапе вводить упражнения на развитие мышц языка. Постановку звука «к» проводить как при отсутствии.

При постановке звука фиксировать внимание ребенка на место образования звука. Постановку звука «х» проводить как при отсутствии.

Постановка язычно-средненёбного звука [Х*]

Нарушение мягкого согласного [Х*] аналогично нарушениям твердого согласного [Х]. Приемы постановки этих звуков сводятся к постановке взрывных заднеязычных от взрывных переднеязычных, а фрикативных заднеязычных от фрикативных переднеязычных. Мягкие ставятся от мягких, так же как и твердые от твердых:

  • «Г*» -> ди -> ги
  • «К*» -> ти -> ки
  • «Х*» -> си -> хи.

Например, постановка звука «К*»

Модель артикуляции звука [К]

Модель артикуляции звука [К*]

При произнесении звука [Х*] губы более растянуты, чем при произнесении звука [Х] - на модели овал. В остальном модели схожи. Кончик языка у основания нижних резцов – (.) внизу петли. Звуки [Х] и [Х*] - глухие – на моделях нет колокольчиков.

При постановке звука [Х*] от звука[Х] попросить ребёнка сильнее растянуть губы. Можно, зафиксировав пальцами уголки рта, медленно их растягивать. Ребёнок слышит, как меняется акустика звука.

2. Автоматизация звука.

  • в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах (в начале слова, середине, конце);
  • в предложениях;
  • в чистоговорках, скороговорках, стихах;
  • >
  • в коротких, а затем длинных рассказах и разговорной речи.

 

3. Дифференциация звуков.

Задача – постепенно, последовательно дифференцировать смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам, сначала изолированных, затем в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи.