Постановка заднеязычных звуков [К] и [К*]
I. Подготовительный этап
Артикуляционная гимнастика: Упражнения для губ: Улыбка («Заборчик»), «Лягушка», «Слоник», «Бегемотик» и т.д. Упражнения для языка: «Блинчик», «Расчёска», «Накажем непослушный язычок», «Горка», «Кошечка», «Катушечка» и т.д.
Упражнения для выработки воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», упражнение с «султанчиком», со снежинками, с листиками, бабочками и т.д.
II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков
1. Постановка звука
Профиль артикуляции звуков [К] (сплошная линия) и [К*] (пунктирная линия)
Правильная артикуляция:
- Губы – нейтральны или принимают положение следующего гласного.
- Зубы – положение зависит от следующего гласного.
- Язык – при произнесении [К] в сочетании с гласными (а.о.у.ы) кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка смыкается с мягким небом. При произнесении мягких звуков [К*] кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, а спинка языка – твердого неба.
- Голосовые складки – разомкнуты звуки [К] и [К*] - глухие.
- Воздушная струя – сильная, теплая, проходит посередине языка
Модель артикуляции звука [К]
Модель артикуляции звука [К*]
Губы нейтральны или принимают положение следующего гласного. Для звука [К] - круг (так как после гласных (а, о, у, э), для звука [К*] - овал (после гласных и, е, ё, ю). Кончик языка у основания нижних резцов (.) – внизу петли. В момент произнесения звуков спинка языка быстро поднимается, образуя смычку с мягким нёбом (звук [К] ) или твердым нёбом (звук [К*] ). Воздушный поток, встречая на своем пути преграду – поднятую спинку языка, создает повышенное давление. После взрыва смычки освобождается путь воздушному потоку. Звук смычно-взрывной на моделях петля – вид на положение языка спереди. Расстояние между верхом петли и кругом, показывает о возможности подъема языка вверх для образования смычки. В момент, предшествующий взрыву, отсутствует вибрация голосовых складок – звук глухой, на модели отсутствует колокольчик.
При произношении звука [К] могут быть следующие нарушения:
- Звук [К] отсутствует в речи ребенка - каппацизм;
- Звук [К] заменяется. Наиболее распространенными являются следующие виды паракаппацизма или замен:
- на [Т] (призубный паракаппацизм);
- на [Х] (заднеязычный паракаппацизм).
- Звук [К] искажается. Наиболее распространенными являются следующие виды искажений:
- боковое (боковой каппацизм);
- гортанный щелчок (гортанный каппацизм).
Приёмы постановки:
Звук [К] отсутствует - «каппацизм»
- По подражанию. Взрослый показывает перед зеркалом как круто выгибается задняя часть спинки языка. Затем предлагает ребенку сделать язык «горкой», и заднюю часть спинки языка поднять к нёбу. Затем попросить сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесённой ко рту.
- По подражанию с введением игровых приёмов
- Дождевые капли капают к-к-к;
- Кукушку кукует: ку-ку-ку;
- Курица кудахчет ко-ко-ко.
- По подражанию с применением моделей. Взрослый объясняет артикуляционный уклад звука на примере моделей.
- От опорных звуков. Для звука [К] это звук [Х]. Звук [Х] - щелевой, поэтому, что бы получить звук [К], надо изменить способ образования звука, а именно, щелевой звук сделать взрывным. Взрослый просит быстро произносить сочетание звуков хк.
- От артикуляционного уклада. Это - «Сдуем снежинки с горки». Положить комочек из ваты на тыльную сторону руки. Попросить ребёнка быстро его сдуть.
- Механическим способом. Зондом-рамкой или шпателем от слога та. Передвигая кончик языка зондом внутрь рта, мы слышим в начале кя, затем ка
Звук [К] заменяется на звук [Т]
Подготовить модели заменяемых звуков, объяснить разницу в артикуляции на примере моделей.
Модель артикуляции звука [К]
Модель артикуляции звука [Т]
Проводим игры с моделями по различению этих звуков
- Артикуляционная гимнастика (см. звук [К] – отсутствует» и упражнения, развивающие умение удерживать кончик языка у нижних резцов «Почистим зубки», «Перепрыгнем через заборчик» и т.д.).
- Развитие фонематического слуха
- Постановка основана на различии в артикуляционном укладе звуков. При простановке звука обратить внимание то, что это звуки взрывные. Попросить ребенка округлить губы. Затем завести кончик языка за нижние резцы и сделать язык «горкой».
- Механическим способом. Зондом-рамкой или шпателем от слога та. Передвигая кончик языка зондом внутрь рта, мы слышим в начале кя, затем ка.
Звук [К] заменяется на звук [Х]
Подготовить модели заменяемых звуков, объяснить разницу в артикуляции на примере моделей.
Модель артикуляции звука [К]
Модель артикуляции звука [Х]
Проводим игры с моделями по различению этих звуков
- Артикуляционная гимнастика (см. звук [К] – отсутствует»).
- Развитие фонематического слуха
- При постановке обратить внимание на то, что это звуки одинаковые по месту образования, но способ образования у них разный: звук «к» - взрывной, а звук «х» - щелевой. Эти особенности и обыграть. То есть постановку проводить в быстром темпе от сочетания хк.
Искажения
Если у ребенка искаженное произношение звука [К], то возможны следующие предрасполагающие факторы:
- аномалии в строении твердого нёба (высокое, узкое, готическое);
- недоразвитие мышц корня языка, а при боковом - одной половинки языка.
В практике чаще всего встречаются боковой каппацизм и гортанный каппацизм
При боковом каппацизме нарушен мышечный тонус одной половинки языка. Воздушная струя изменяет направление и выходит в бок, создается хлопающий призвук. На подготовительном этапе вводить упражнения на развитие мышц языка. Постановку звука «к» проводить как при отсутствии.
При гортанном произношении звук образуется смыканием голосовых складок, которые резко расходятся в момент прохождения через них воздушной струи повышенного давления. Воздух с шумом прорывается через голосовую щель. Вместо «к» слышится гортанный щелчок. На подготовительном этапе проводить упражнения по подъему спинки языка, на развитие умения удерживать язык у нижних резцов и на развитие плавной воздушной струи.
При постановке звука фиксировать внимание ребенка на место образования звука.
Постановка язычно-средненёбного звука [К*]
Нарушение мягкого согласного [К*] аналогично нарушениям твердого согласного [К]. Приемы постановки этих звуков сводятся к постановке взрывных заднеязычных от взрывных переднеязычных.
Мягкие ставятся от мягких, так же как и твердые от твердых: [К*] -> ти -> ки
Модель артикуляции звука [К]
Модель артикуляции звука [К*]
При произнесении звука [К*] губы более растянуты, чем при произнесении звука [К] - на модели овал. В остальном модели схожи. Кончик языка у основания нижних резцов – (.) внизу петли. Звуки [К] и [К*] - глухие – на моделях нет колокольчиков.
При постановке звука [К*] от звука [К] попросить ребёнка сильнее растянуть губы. Можно, зафиксировав пальцами уголки рта, медленно их растягивать. Ребёнок слышит, как меняется акустика звука.
2. Автоматизация звука.
- в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах (в начале слова, середине, конце);
- в предложениях;
- в чистоговорках, скороговорках, стихах;
- >
- в коротких, а затем длинных рассказах и разговорной речи.
3. Дифференциация звуков.
Задача – постепенно, последовательно дифференцировать смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам, сначала изолированных, затем в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи