Развитие речевого дыхания
I этап. Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания)
Все упражнения на тренировку диафрагмального дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения “в стороны” движутся “кпереди” с обхватом грудной клетки, или из положения “вверху” движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны.
Упражнения для формирования диафрагмального выдоха:
«Лопнула шина», «Накачать шину», «Воздушный шар», «Жук жужжит» и т.д. Небезуспешно используется в работе над постановкой диафрагмального дыхания парадоксальная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
IIэтап. Дифференциация носового и ротового дыхания
Дифференциация носового и ротового дыхания проводится по схеме:
- Вдох выдох
- Рот нос
- Нос рот
- Рот рот
- Нос нос
- Выдох под мысленный счет (вдох на счет 1-2-3; выдох: 4-5-6-7-8 до 15).
III Этап. Формирование длительного выдоха через рот
Длительность и сила выдоха могут тренироваться в таких упражнениях, как:
- сдувание с поднесённой ко рту ладони любого мягкого предмета (ватного шарика, бумажной снежинки и т. п.);
- дутьё на кусочки ваты, привязанные на нитке;
- дутьё снизу вверх на пушинки одуванчика (стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе);
- дутьё на парусник, салфетку, лист, флюгер и т. п.;
- дутьё на карандаш, лежащий на столе;
- задувание свечи, надувание воздушных шаров, резиновых игрушек, пускание мыльных пузырей;
- дутьё с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.
Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией. Инструкция должна касаться только длительности произнесения звука.
IV Этап. Формирование длительного фонационного и речевого выдоха
Тренировка фонационного выдоха начинается с длительного звучания гласных, затем предлагается произнести слитно сочетание их двух гласных на одном выдохе А______ О______. Постепенно наращивается количество гласных звуков, произносимых на одном выдохе в следующем порядке: А — О — У — И (эталон гласных звуков). Далее, в упражнения вводятся слоги, слова, фразы.