Фонематическая система
В.К. Орфинская (1946) дает определение фонематической системы: фонематическая система – это система фонем языка, в которой каждый элемент характеризуется определенными смыслоразличительными признаками.
Основные термины, характеризующие фонематическую систему языка:
- фонематический слух
- фонематическое восприятие
- Фонематический анализ и синтез
- Фонематические представления
Л.С. Выготским впервые был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:
- способность слышать есть данный звук в слове или нет;
- способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
- способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции узнавания и различения фонем, составляющих звуковую оболочку слова. (Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичева, Л.Ф. Спирова, Р.И. Лалаева). Фонематический слух осуществляет контроль за непрерывным потоком слогов и оценку непривычного для данного языка произношение.
Фонематическое восприятие - это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова.
Д.Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие». которое включает в себя 3 операции:
- умение определять линейную последовательность звуков в слове;
- умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
- осознание или подсчет количества звуков в слове.
Фонематический анализ – это разложение слова на составляющие его фонемы. Фонематический синтез – это умственное действие по синтезу звуковой структуры слова, слиянию звуков в слово
Фонематические представления – дифференциация фонем и фонематические обобщения
Степени недоразвития фонематического слуха:
Первичный уровень. Фонематический слух нарушен первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.
Вторичный уровень. Фонематический слух нарушен вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезии вследствие нарушения моторики органов артикуляции или анатомических дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие: важнейший механизм развития произношения.
Развитие фонематического восприятия
I этап. Развитие распознавания неречевых звуков
- После прослушивания предложить детям выделить и назвать неречевые звуки. (например, бытовые шумы, звуки улицы, школы, звучание музыкальных инструментов и т.д.)
- Воспроизвести ритмический рисунок с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания. (серии простых ударов, где I — удар (любые комбинации ударов до 10)А. I,I, I: Б. I,II, I и т.д.)
- Различать на слух голоса людей, детей по высоте, силе, тембру. («Чей это голос?», отгадывание героев сказок)
II этап. Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух
- запомнить и воспроизвести без ошибок ряд звуков (или слогов, слов), начиная с двух-трех элементов и постепенно доводя их число до шести-семи;
- выделить из ряда слов, отличающихся одним звуком, заданное педагогом слово;
- подобрать сходные по звучанию слова;
- найти в слоговом ряду лишний (отличающийся одним звуком) слог;
- угадать гласный звук по беззвучной артикуляции.
III Этап. Формирования умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференцировать звуки).
Задача – постепенно, последовательно дифференцировать смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам, сначала изолированных, затем в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи.
Игры:
- различать в словах звуки, близкие по звучанию или артикуляции;
- определить в названном педагогом слове первый, последний звуки;
- определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова);
- определить и назвать последовательность звуков в слове, их количество, место каждого звука по отношению к другим;
- подобрать слова с заданным количеством звуков, и т.д.