Развитие лексического строя речи
Логопедическая работа по развитию лексической стороны речи осуществляется по следующим направлениям:
- Расширение объема словаря.
- Формирование структуры значения слова.
- Развитие лексической системности и семантических полей.
- Формирование парадигматических и синтагматических связей слов.
- Развитие словообразования.
- Уточнение грамматического значения слова.
Логопедическая работа по расширению объема словаря включает уточнение значения слов, имеющихся в пассивном словаре, и актуализацию их в самостоятельной речи, овладение новыми словами, прежде всего глаголами, прилагательными, а также существительными с учетом программы развития и воспитания детей в детском саду. Используются различные приёмы словарной работы: натуральные (демонстрация предметов, действий, картинок …), словесные (соотнесение слова с др. словами по сходству, противоположности ..). Накапливается словарь частей речи. Используются различные виды работы над словарём: подбор предметов к действию, называние частей целого, подбор однокоренных слов, отгадывание предмера по описанию, подбор синонимов, антонимов, составление уменьшительно – ласкательных слов. Параллельно усвоения словаря по темам (игрушки, овощи, семья и т. д.), вырабатывается умение употреблять определённую грамматическую форму слов (ед, мн, падежные формы).
Развитие лексики тесным образом связано с развитием грамматического строя речи, особенно словоизменения и словообразования. В связи с этим, дидактические игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.