Регистрация
 
Этот блок ещё не заполнен
Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью - человечность
Виссарион Григорьевич Белинский
1
ада
уроки
игры в вк
месибо
ИНСТА

Версия для слабовидящих
Сейчас на сайте: 1

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова


В коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структурой слова можно выделить 2 этапа:

  • подготовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
  • коррекционный этап, цель которого является коррекция дефектов слоговой структурой слова; работа ведется на вербальном материале.

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки

Направления работы:

  • Ориентировка в собственном теле
  • Ориентировка в трехмерном пространстве

II. Развитие временно-пространственной ориентировки

III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений

Направления работы:

  • Совершенствование движений общей моторики
  • Совершенствование мелкой моторики
  • Развитие артикуляционной моторики
  • Развитие чувства темпа
  • Формирование чувства ритма

Коррекционный этап

На данном этапе работа по формированию слоговой структуры слова проводится в последовательности, предложенной Марковой.

Слова каждой новой слоговой трудности вводятся только после достаточного усвоения предыдущих слов. Для усвоения произношения всех этих слов ребенку нужно многократно повторять их, заучивать.

Последовательность работы над коррекцией слоговой структуры слова:

  • Двухсложные слова из двух открытых слогов: мама, па па, баба, Тата, муха, вата, кофе, хата, ноты, тина, ива, кино, кони, мука, коты, Фома, Ната, Нина, Тома. Лена, Вова, уха, эхо.
  • Трехсложные слова из открытых слогов: панама, канава, минута, копыто, полено, монета, малина, лимоны, колено, пионы, калина, тополи.
  • Односложные слова: мак, пух, кот, мох, ком, лев, Ким.
  • Двухсложные слова с одним закрытым слогом: каток, ее ник, петух, венок, туман, лимон, моток, пакет, Алик.
  • Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова: тыква, кофта, кепка, танки, папка, муфта, утка, лента, ветка, туфли, окно, тапки, камни, нитка, вафли, копна.
  • Двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: компот, Павлик.
  • Трехсложные слова с закрытым слогом: котенок, пуле мет, теленок, патефон.
  • Трехсложные слова со стечением согласных: конфеты, котлеты, комната, калитка.
  • Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: памятник.
  • Трехсложные слова с двумя стечениями согласных: винтовка.
  • Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова: кнут, танк, клей, хлеб.
  • Двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка.
  • Четырехсложные слова из открытых слогов: паутина.

Типы нарушений слоговой структуры слова

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

  1. Нарушение количества слогов
    • Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
    • Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
    • Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;
  2. Нарушение последовательности слогов в слове:
    • Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
    • Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;
  3. Искажение структуры отдельного слога:
    • Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
    • Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;
  4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;
  5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).
  6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;
  7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.